сайт педагогической и методической поддержки родителей

особенности звукопроизношения

Особенности овладения детьми звукопроизношением

 

                                                                                                                                                                                                 Статью подготовила

                  учитель – логопед:                               

                                                                                                                                                                                                   Шорникова В.В.            

 Становление речи у детей

     Для того чтобы своевременно заметить отклонения от нормы в речевом развитии ребенка, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять себе эту норму.

     Речь не является врожденной функцией и усваива­ется каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих. Весь  ход нормально­го речевого развития подчинен определенным зако­номерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого отдельного ребенка, и протекает в оп­ределенных временных рамках. Рамки эти, правда, довольно условны, но все же знание их позволяет достаточно надежно отличить норму от патологии.

Становление звукопроизношения

        Оно охватывает в среднем возрастной период от года до 5-6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе целых слов, звуковая структура которых по мере овладения ребенком правильным звукопроизношением все более и более уточняется.

        Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух — он в полном смысле этого слова «ведет» за собой непосредственное артикулирование звука, постепенно все более и более уточняющееся. Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с 2-летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, еще несовершенным, произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых. Поэтому понятно, что для детей с нарушениями слуха процесс овладения пра­вильным звукопроизношением будет протекать в усложненных условиях и потребует оказания специ­альной помощи. Это еще один убедительный довод в пользу того, что любой вид патологии необходимо выявить как можно раньше.

         Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в своем развитии несколько отстает от речеслухового. В силу этого ребенок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением. По этой причине в возрасте от года до двух лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков — гласных А, О, Э и губных согласных П, Б, М. Именно из этих звуков состоят всем хорошо известные самые первые произносимые ребенком слова.

         В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение и ряда других артикуляторно сравнительно несложных звуков. К ним относятся гласные И,Ы,У, губно-зубные согласные Ф,В, наиболее простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н, заднеязычные К, Г, X и среднеязычный звук Й. Каждая из этих небольших групп согласных звуков характеризуется наличием общих признаков в артикуляции, что отражено в самих названиях звуков (губно-зубные, передне- и заднеязычные). Появление у детей звуков именно группами не случайно. Например, как только ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика    языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука — Т, Д, Н. То же самое относится и ко всем другим группам звуков.

      Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков ребенок овладевает в более поздние сроки — в возрасте от 3 до 5 лет. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на артикуляторно более простые. При этом характерно, что по мере совершенствования речевого аппарата ребенка звуки-заменители постепенно усложняются. Так, если на первых порах в качестве заме­нителя звука Ш выступает наиболее простой по своей артикуляции звук Т (ТЬ), то несколько позд­нее в этой роли мы видим уже СЬ, затем С (мягкие со­гласные в детской речи появляются раньше твердых) и, наконец, сам звук Ш. Таким образом, слово ШАПКА в разные возрастные периоды в речи одного и того же ребенка будет звучать по-разному: ТЯПКА — СЯПКА — САПКА — ШАПКА. Здесь важно отметить, что во всех этих случаях мы имеем дело с полной заменой артикуляторно сложного звука каким-то более простым, но правильно произносимым звуком. К этому обстоятельству в ходе дальнейшего изложения нам предстоит еще вернуться.

       Позднее всего, нередко лишь в возрасте 5-6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков — Р и твердого Л. На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произноси­мые ребенком слова состоят лишь из правильно артикулируемых звуков и в этом отношении его речь не отличается от речи взрослого.

        Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что нередко обозначается термином «физиологическое (или возрастное) косноязычие». Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до достижения ребенком 5-6 лет о правильности его звукопроизношения беспокоиться преждевременно. Так ли это на самом деле? Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать?

         Прежде всего нужно определенно сказать, что любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого-то звука правильно произносимым другим звуком, после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Почему? Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки речи на слух и улавливать возможные неправильности их звучания, но ему должны быть доступны и все те тон­кие движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных по артику­ляции звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет — значит существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов, что уже является отклонением от нормы.

         Однако и в гораздо более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться такие особенности в произно­шении звуков речи, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. Так, например, вместо «допустимой» замены одного звука речи на другой ребенок может произносить этот звук каким-то необычным образом, искаженно («картавое» Р; «шепелявое» С; «воздушное» Ш, произносимое с раздуванием щек, и т. п.). При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности такого рода особенности в произношении звуков не должны иметь места, за исключением редких случаев прямо­го подражания. А поскольку отмеченные дефекты в произношении звуков бывают вызваны специфиче­скими причинами, то не приходится рассчитывать на исчезновение этих дефектов «с возрастом», а следует как можно раньше обращаться за помощью к специа­листам.

       Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто «возрастное косноязычие», являющееся нормой становления звукопроизношения, наблюдается теперь лишь в 22,4% всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут «пройти с возрастом». И именно по причине такого «непрохождения с возрастом» в первые классы наших школ теперь поступает свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения…