сайт педагогической и методической поддержки родителей

Здравствуйте!

 Перед Вами выпуск газеты «Ласточкины вести»

Тема номера: « О здоровье всерьез »

  

В этом номере:

Не такой упорный недуг респираторный.
Семь родительских заблуждений о морозной погоде.
Психическое здоровье дошкольника.

 

Не такой упорный недуг респираторный

В горле запершило, из носа потекло, а через два дня появляется кашель. Это отёк, который поразил слизистую оболочку носа, затронул бронхи. Ребёнку стало тяжело дышать. А тут ещё мокрота… Если ребёнок лежит, она застаивается, не откашливается, микробы в ней размножаются – и до воспаления лёгких недалеко. Но дети интуитивно чувствуют: не надо лежать. И как только температура снижается, сразу начинают скакать по постели. И правильно делают!
Во время прыжков и беготни дети интенсивнее дышат – получается своего рода аутомассаж. Бронхи при этом освобождаются от мокроты, кашель быстрее проходит и осложнения непоседам не грозят.
В первый же день после снижения температуры можно начать делать лечебную гимнастику.

 

Вот некоторые упражнения для детей

«Солдатским шагом»
Спокойная ходьба по комнате с переходом на маршировку. Высоко поднимаем ноги, согнутые в коленях. Дышать при этом надо через нос, ровно держать спинку. Время выполнения – 1 минута.
«Самолётик»
Бег с разведёнными в стороны на уровне плеч руками. При этом ребёнок тянет звук «ууууууу». За 10-15 минут до окончания бега темп постепенно замедляется. Время выполнения от 20-30 секунд до 1 минуты.
«Тикают часы»
Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо -  «тик», наклон влево – «так». Слова произносить громко. 4-5 раз.
«Косец»
Имитируем движения косца: косим и справа, и слева. При выдохе произносим звуки «жух». По 3-4 раза с каждой стороны.
«Уж»
Два раза проползаем под стулом.
«Дует ветер»
Ребёнок сидит на стуле, руки на коленях и дует: «фууууу». Сначала тихо, потом сильно.
«Воздушный шарик»
Надувает воздушный шарик. Вдох через нос. На первом занятии делаем не более 3 -4 выдохов.
«Дровосек»
Ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в замок, при наклоне туловища вперед ребёнок одновременно опускает руки, на выдохе произносит «ух!». Выполняется 2-5 раз.
«Велосипед»
Лёжа на спине, ребёнок имитирует езду на велосипеде. Движения выполняются 2-6 раз.
«Плывём брассом»
Лёжа на животе и приподняв голову, ребёнок делает круговые движения руками, как при плавании брасом (2-6 раз). Дыхание произвольное.

Не обязательно разучивать сразу все упражнения. Можно выполнить  3-4  из них несколько дней, а потом другие, чтобы гимнастика ребёнку не надоела.

Если после гимнастики ребёнку захотелось откашляться, значит, цель достигнута.

  Семь родительских заблуждений о морозной погоде

 

1. Многие считают, что ребёнка надо одевать теплее.
Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже лёгкого сквозняка, чтобы простыть.
2. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу.
Парадоксально, но самое надёжное средство от холода – воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться  от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдёт тёплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги – шерстяные носки и тёплые ботинки на меху, но не тесные.
3. Многие считают:  если ребёнку холодно, он обязательно даст об этом знать.
Не каждый ребёнок может сказать: «Мне холодно». Жировая прослойка у него под кожей ещё очень мала, и система терморегуляции сформировалась не до конца. Реакцией сильно замёрзшего малыша могут стать бледность и непреодолимое желание спать.
4. Многие считают, что зимой достаточно погулять часок.
На этот счёт нет строгих правил. Всё зависит от закалённости вашего ребёнка и от уличной температуры. Но гулять однозначно надо! Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой – особенно тепло даёт пища, богатая углеводами и жирами. Поэтому лучше выйти погулять сразу после еды.
5. Многие считают – беда, если у ребёнка замёрзнут уши.
В сильный мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков и различных шапочек. Однако, если у ребёнка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они. Анатомическое строение детского уха таково, что просвет евстахиевых труб гораздо шире, чем у взрослого. Даже при лёгком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из-за этого возникают отиты, а не из-за того, что «застудили» уши. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребёнка – именно здесь происходит большая потеря тепла.
6. Многие считают: раз ребёнок замёрз, нужно как можно быстрее согреть его.
Это и верно, и неверно. Согреть нужно, но не в «пожарном порядке».  Чтобы согреть малыша, прежде всего переоденьте его в тёплое сухое бельё, положите в кровать и укройте одеялом. Обычной комнатной температуры вполне достаточно.
7. Многие считают, что простуженный ребёнок не должен гулять.
Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно!

 

 Психическое здоровье дошкольника

 

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.

Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу? К сожалению, наши дети всё больше и больше времени проводят у телевизора. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка, 38», «Дорожный патруль» и т. п.

Что же видят наши дети через это окно?

Проанализировав 100 часов программ ведущих каналов российского телевидения психологи пришли к выводу, в среднем на 1 час телетрансляции приходится 4 сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, похищения людей и т.п.).

Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

         Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана, ключ в замке с внутренней стороны двери и т. п. защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Выдающийся русский психиатр В.Бехтерев ещё в начале 20 века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или каком-либо другом происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару.

        Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

        В-третьих, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей предоставляется 23 процента). А передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста на экране практически отсутствуют.

Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребёнка не развивается стремление самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляет развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

        И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

В чём опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

 НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

◊  Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
◊  Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
◊  Оградите ребёнка от просмотра рекламы, а также художественных фильмов и информационных программ, ориентированных на взрослую аудиторию.
◊  Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную телепродукцию.
◊  Обсуждайте с ребёнком просмотренные передачи. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.