сайт педагогической и методической поддержки родителей

Пороть нельзя помиловать!

 Подготовила 

                                                                                                                                                                                                педагог-психолог Лихачева А.А.

Скажите, положа руку на сердце, кто из вас ни разу не отвешивал любимому чаду подзатыльник, не шлепал его по попке? А кому из вас не «прилетало» от папы с мамой? Естественный вроде бы педагогический процесс… Но тем не менее вопрос «бить или не бить» часто приходится слышать психологам. Попробуем разобраться.  Но уж если решили прибегать к телесным наказаниям, придется учитывать некоторые моменты.

Кнут или пряник?

Сторонники рукоприкладства  обычно приводят такие доводы: при выработке любого условного рефлекса необходима боль. В принципе психологи с ними согласны: можно тысячу раз сказать: «Не трогай горячее, это больно!», но ребенок все равно будет тянуть ручонки к кипящему чайнику, пока однажды не обожжется. После этого понятие «горячо» прочно свяжется в его сознании с болью. И при слове «горячо» он будет рефлекторно отдергивать руку.

Но в этом-то и кроется секрет: боль не привнесена извне, малыш сам почувствовал ее в результате приобретенного опыта. А физическое наказание он не всегда может связать с проступком, так как не осознает или не помнит своей вины (утром разбил чашку, вечером папа увидел осколки и взялся за ремень; проказник об этой чашке и думать забыл, а тут, понимаешь…). Итак, правило первое: наказание должно следовать сразу же после проступка. Отсроченное наказание сильно напоминает месть и ничего, кроме обиды и озлобления, не вызовет.

 По закону джунглей

Иногда, раскипятившись и отшлепав любимое чадо, родители продолжают ворчать, ругаться, перестают разговаривать с ребенком, а если и говорят, то короткими, злыми, отрывистыми фразами, всем своим поведением подчеркивая, какой малыш плохой. Ребенок недоумевает: как же так, ведь его уже наказали, ему больно, плохо, он всеми способами пытается помириться с родителями, а они отталкивают его… И в его мозг закрадывается страшная мысль: «Я плохой, мама с папой меня разлюбили!». В этой ситуации уместно вспомнить фразу из «Книги  джунглей» Р. Киплинга: «Вместе с наказанием заканчиваются все счеты». Это – второе правило. Сразу же после наказания смените гнев на милость. Тогда ребенок не будет чувствовать себя ненужным, брошенным.

Что в лоб, что по

Если все-таки решите, что рукоприкладство – наиболее эффективный метод воспитания подрастающего поколения, ни в коем случае не уподобляйтесь дедушке Максима Горького. Третье правило – наказание не должно иметь характер символа. Не стоит использовать «подручные средства», например, ремень. Достаточно «карающей отцовской длани». Наказывайте не просто за плохое поведение, за неудовлетворительные оценки, а только за конкретный проступок.

Кстати, психологи установили, что лучше всего действует наказание, имеющее оттенок шутки, например, щелчок в лоб. С медицинской точки зрения это абсолютно безопасно, но при этом умеренно болезненно. А вот шлепать по попе детей можно только лет до 10-11. Как установили врачи, подобное воздействие вызывает прилив крови к органам малого таза. Это, в свою очередь, может спровоцировать повышенную сексуальность в 12-13 лет.

 

Когда иначе никак

        Детские психологи считают, что существует определенный, хотя и не очень большой процент детей, которые сознательно идут наперекор взрослым, делают все назло для того, чтобы установить границы допустимого.

В этой ситуации применение физических наказаний можно считать оправданным. Ведь подобные шалуны – кинестатики, то есть те, кто познает мир через физические ощущения (больно – приятно; гладкое – колючее и пр.) У таких ребят очень быстро вырабатывается установка «проступок – боль». Так что шлепать можно и нужно. Правда, только лет до 5-6. Потом – поздно.

 

Думайте сами

      Знаменитый гуманист и педагог доктор Бенджамин Спок  категорически отрицал возможность применения физических наказаний. Его труды вызвали настоящий переворот в педагогике. Но… Психологи признали, что поколение, которое воспитывали по его теориям, стало самым жестоким поколением за всю историю Америки.

Так бить или не бить? Думайте сами, решайте сами…