сайт педагогической и методической поддержки родителей

консультация логопеда

Организация взаимодействия 

детского сада и семьи

по развитию  речи.

Подготовила: Учитель-логопед Пичугина Е.Е.

Ребенок с тяжелыми речевыми нарушениями успешно овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых логопедом и воспитателем в работе по развитию речи детей, поможет им в организации речевых занятий дома.

Исправить речь у ребенка можно    только объединенными усилиями      при условии выполнения

логопедических правил       и проведения систематических занятий

В нашем детском саду организуются

различные формы сотрудничества  с родителями.

Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речи,  развитие мелкой моторики рук. Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы — заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе педагоги (воспитатель, логопед)  отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи (если это необходимо) в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Родителям разъясняется , что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр.— это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Педагоги  (воспитатели, логопеды) владеют серьезной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников. С целью просвещения родителей в этом вопросе  все необходимые рекомендации размещаются в виде  различных       наглядно – информационных форм :

Стенды.

Размещается информация многолетняя(информация о реализуемой  в ДОУ программе, авторе), годичная( сведения о задачах и содержании логопедической работы на год)  и оперативная (касается тематических недель и др.)

Папки – ширмы.

Содержатся письменные консультации, памятки, текстовый материал от других специалистов ДОУ (психолога, дефектолога,  воспитателя, инструктора по физической культуре  и т.п.)

Выставки  

Дают полезные рекомендации по выбору пособий  для работы с детьми ( альбомы, сборники заданий, игры).

Медиа пособия.

Мультимедийные презентации, ссылки на специальные порталы и сайты в Интернете, видео консультации.

Папки – передвижки.

Выдаются родителям, в них вложен материал определенной тематики, включает в себя содержание и правила использования.

Периодическое издание газет и журналов.

Включает медицинское, психологическое и педагогическое просвещение родителей , привлечение их внимания к различным аспектам воспитания и обучения детей.

Письменные консультации.

Тематика этих консультаций носит обязательно актуальный характер, небольшого объема с использованием фотографий и иллюстраций. Составляются после проведения родительских собраний или консультаций по запросам родителей.

Буклеты.

Это письменная консультация на одном листе, который раскладывается ширмообразно.  Предназначены для индивидуального информирования по узкой теме. Например, «Если ваш ребенок не говорит», «Чем занять ребенка в дороге», «Ваш ребенок — выпускник» и др.

Памятки и листовки.

Это хорошо структурированные тексты с краткими сведениями или напоминающими о чем-либо , являющиеся руководством для родителей. Например, по разделу «Звуковой анализ слова», «Составляем описательный рассказ», «Как заучивать стихи с детьми» и др.

Видеотека.

Представляет собой снятые на видео занятия, консультации , практикумы.

Например, «Автоматизация звуков» (практический видеоматериал по автоматизации звука), «Закрепление употребления предлогов в речи» (практический игровой материал по теме).

Постепенно родители начинают активно участвовать в коррекционном процессе, что  дает отличные результаты: родители замечают, что совместные занятия улучшают их отношения с ребенком, а после нескольких месяцев работы большинство родителей начинают более ответственно относиться к выполнению детьми домашних заданий.

 

Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

 

 

И в заключение:

Полезные советы родителям детей, посещающих логопедические группы

 

    Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него невозможно.

Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.

Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.

Просматривайте  стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;

Используйте  в работе с ребенком материалы  из специальной литературы, рекомендуемой логопедом   (серия «домашняя игротека»);

Посещайте  родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;

В повседневном общении упражняйте  детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учите говорить достаточно громко, не спеша;

В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.

Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.

Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.

«Домашняя игротека»

познакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость.

Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

*«Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым  он  окажет  Вам посильную   помощь  и  потренирует свои пальчики.

*«Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички  (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические  фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

* «Давай искать на кухне   слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

*«Приготовим сок». «Из яблок сок…(яблочный); из груш… (грушевый); из слив…(сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина  и  т. п. Справились? А  теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

«По дороге из детского сада (в детский сад)».

* «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

* «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Игровое упражнение на коррекцию слоговой  структуры  слов.

• «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребенка.

• «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок  заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.

 Игра на развитие грамматического строя речи.            

•    «Упрямые  слова».   Расскажите  ребенку,  что  есть на свете  «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино,   метро).   «Я   надеваю   пальто.   На вешалке висит пальто. У Маши красивое   пальто.   Я   гуляю   в   пальто. Сегодня тепло,   и   все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

«Подвижные игры».

* «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

•«Лягушка».   Выделение   звука   из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь  прыгать как лягушка,   если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится   игра   на  другие   гласные звуки.  Позже можно проводить игру на согласные звуки.