сайт педагогической и методической поддержки родителей

Включение детей в систему социальных и коммуникативных отношений в обществе

Статью подготовила учитель-логопед

первой квалификационной категории

Шорникова В.В.

       В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности и развития коммуникативных навыков. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском  саду (взрослого с детьми, и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступают в общение, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной деятельности. У нормально развивающихся детей к началу школьного обучения происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Она приобретает  новые функции. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности.

     От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, возможно, личное счастье. С учетом особых образовательных потребностей детей необходима коррекционно-развивающая среда, содействующая всестороннее развитие ребенка, обеспечивающая условия для реализации его внутреннего потенциала. Важнейшей составной частью коррекционно-педагогической работы с детьми особых образовательных потребностей является преодоление трудностей общения с взрослыми и сверстниками. В качестве одного из средств коммуникативной  компетентности выступает игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность  сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника — игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы  в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку. Кукла становится как бы переводчиком, послом взрослых в страну детства. Исходя из особенностей психического  развития детей, театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры строятся на материале сказок. Тематика игр очень разнообразна. Воспитательное значение их состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.       Приобщение ребенка к миру прекрасного обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Создаются возможности не только для художественного развития,  но и для коррекции познавательной, эмоционально — волевой и личностной сфер ребенка. Дети упражняются в озвучивании героя, получают первые навыки свободного взаимодействия с партнерами. В работу включаются приемы по формированию умения договариваться друг с другом, распределять роли  самостоятельно, без взрослого. Организованная работа позволяет максимально скорригировать речь детей, дать возможность получения развития коммуникативных ; навыков, избежать ограничения возможности социализации в современном обществе.